Абстрактность / Фигуративность

Культурный форум Австрии в Сочи

выставка из коллекции "Штрабаг"

Абстракция Фигурация. Сочинский художественный музей

В гениальном спектакле 1959 года В. Плучека  «Обнажённая со скрипкой»  по  комедии английского писателя Н. Коуарда   интрига кроется в том, что  наследие умершего знаменитого художника-абстракциониста Поля Сородэна оказывается подделкой:   все картины   написаны его любовницами и четырнадцатилетним мальчиком.  Камердинер художника открывает родственникам  покойного смысл обмана:  это был крестовый поход его хозяина  против лжи в искусстве. Разумеется, под правдой в искусстве понимался реализм.

Такая точка зрения очень устойчива:  самое неблагодарное дело  - показывать абстрактное искусство поклонникам  реализма. Учитывая, что их немало, особенно у нас, где долгое время только он и пестовался,  кураторы из Австрии львиную долю отвели фигуративным экспонатам.

Как показывает выставка, фигуративными и повествовательными картинами мира сегодня в Австрии увлечены  именно молодые художники.  – Несколько иначе,  чем это привычно для нашего зрителя, они трактуют  жанры,  по-иному переживают  и интерпретируют  предметный мир. Вид искусства, ими предпочитаемый – графика.

Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музейАбстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей

Многие произведения  тщательностью и подробностью рисованного изображения вдохновляют на попытку до конца разобраться, понять их  смысл, но нет, все не так просто -  в искусстве всегда должна быть тайна, простор для поисков истины!  Поэтому восхитительно  тонкие  по рисунку работы  Мусса Коне («Кукловод любви-ненависти», «Дафна»,  «Нефтяной оттенок ночи») с сюрреалистичными  сюжетами, безликими  и автоматичными персонажами  во многом так и остаются загадками.  Почти не поддаются  расшифровке истории  в картинках Михи Пайер и Мартин Габриэль,  повествующие об их семейных  буднях,  о вселенной, об истории развития человечества и технических достижениях – при изобилии деталей в этих листах перспектива, пропорции и смысловые взаимосвязи  как бы не играют роли.   Удивительны персонажи Бригит Плешбергер (серия «Рай»),  фигуры, руки, ноги которых висят на ниточках, а локти, колени и челюсти соединены шарнирами, как у манекенов, предназначенных для рисования; они смеются и сердятся, смотрят  задумчиво или вопрошающе. 

В некоторых работах за игрой и декоративностью стоит социальная и общественная проблематика.  Листы Зигги Хофера  напоминают картинки из детских книг. С высоты птичьего полета изображены жилые кварталы, высотки и заводы, окультуренные зеленые зоны. За наивным языком скрывается критика концепций градостроительства: в ландшафт в виде архитектурных элементов вписаны названия, являющиеся лаконичным комментарием к концу света.  В своих крупномасштабных, занимающих всю специально смонтированную для выставки дополнительную стену, рисунках  пытается осмыслить окружающую реальность Константин Лузер. Они - постоянно пополняемый наблюдениями  дневник,  где  напластованы внутренние и внешние миры, мысли и чувства.

Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей

Полемизирует с классикой абстрактного искусства  Клаус Мосеттиг, повторяя  графитным карандашом на бумаге произведение Джексона Поллока, созданное методом дриппинга  (капания).  Экспериментирует  со стилями и средствами рисования Кристиан Шварцвальд, совмещая в  монохромных листах  ясные и открытые формы, экспрессивные сгущения-наложения, мягкие тона, контрасты черного и белого.  Произведения  Драго Персича кажутся  крупноформатными  фотографиями;  нужно долго приглядываться, чтобы убедиться: это живопись, настоящий фотореализм. Подчеркнутая элегантность его   черно-белых, написанных отстраненно-холодной манере,  картин создает впечатление  отрешенности, вносит  напряжение и сдержанность.

Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей

Интересны  на выставке работы австрийских художников-женщин. Здесь всякий раз присутствует  феминистический оттенок: он проступает в технической безупречности рисунков Михелы Гизетти -  жест против мужского доминирования в  искусстве, в работах Гудрун Кампл,  демонстративно  использующей  «женские»  материалы и технические приемы -  она «рисует» бархатными лентами, либо  нитками на бумаге.  Женские образы Севды  Шкутовой  из серии «Отцветшие»  отражают  мужской  взгляд, напоминая о «Лолите» Набокова.

Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей

Австрийская скульптура представлена работами Вальтера Мородера «Прикосновение» и «Ангел на земле». Выполненные в человеческий рост и не имеющие  постамента, фигуры производят  впечатление реальных людей, однако  самоуглублённость  этих  призрачно-бледных женщин  формирует вокруг них ауру  неотмирности.

Далее маршрут по выставке следует на экспозицию  третьего этажа, где представлена австрийская абстрактная живопись художников старшего поколения.   Там - произведения, в которых ничего не изображено, где цвет и форма существуют самостоятельно.  

Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей

На белом поле холста - что-то похожее на большой иероглиф  в оттенках красного. Он сделан широкой кистью  необычайно быстро и уверенно;   именно это движение  - смысл картины Маркуса Прахенски. Экспрессивная  живопись Франа Грамбея   задумана как процесс уплотнения грунта.  У его  работы очень подходящее название: «Танец»; в принципе, можно представить воспринятый мгновенным зрением момент  танца, но, скорее, это танец красок.  Вольфганг Холлега акцентирует цвет и его свойства - теплые оттенки, выступающие на  передний  план,  уходящие  вглубь  холодные. Выполненные штихелем  уплотнения из красок Хуберта  Шайбла содержат  световые или пространственные эффекты, фигуративные намеки.  Произведение Кристины Цурфлу сделано путем  наложения слой за слоем красивых  стекающих капель. В картине Ансельма Глюка «Сказка (о милой беседе)» персонажами становятся абстрактные элементы, их забавная  антропоморфность  придают произведению вид  своеобразного абстракционистского «наива».  Монохромия Эрвина Бохача,   производит впечатление продуманности и сдержанности; негромкими тонами и уравновешенностью картина успокаивает, рассматривание нюансов серого погружает в медитативное состояние. 

Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей Абстракция - Фигурация. Сочинский художественный музей

Многие работы выполнены методом дриппинга. Герман Нитш выплескивает на холст  краску,  веерообразно разбегающуюся длинными ручейками;  здесь, опять же, главное – жест. Содержание картины  Якоба Гаштайгера   -   черные  лаковые  капли на  матовом черном фоне.

Картины вызывают самую разную реакцию – от полного неприятия до восторженных похвал. В любом случае, вместе со своей фигуративной частью, выставка дает достаточно целостную картину развития современного искусства Австрии, представлена даже инсталляция. Здесь не хватает только одного произведения – «Обнаженной со скрипкой».  


                                                                                               Зав.научно-экспозиционным отделом Сочинского художественного музея Людмила Павлова.

 

 

Выставки, события, юбилеи

  • Волшебство акварели
  • Экспресс Баден-Баден Сочи
  • Акция "Ночь музеев" 2017
  • Off Top
  • Коробейников В.В.
  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект