Выставка гравюр: "Афон: Святая гора"

В воскресенье, 22 октября 2017, в 15:30, в Сочинском художественном музее состоялось открытие Выставки гравюр «Афон - Святая гора». Организаторами выставки являются Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП), Афонская Пинакотека и Сочинский художественный музей.

Выставка печатной графики (Афон Греция) в Сочинском Художественном музее

МАП (Межпарламентская Ассамблея Православия)

МАП является межпарламентской организацией, созданной по инициативе парламента Греческой Республики и Российской Государственной Думы. Первое заседание было проведено в июне 1993 г. в Ормилии на п-ове Халкидики, где в ходе голосования были утверждены членский состав, устав и регламент организации. Членами МАП могут являться православные христиане, являющиеся депутатами парламента любой страны, входящей в МАП.

Собрание бумажных икон в Афонской Пинакотеке

Выставка печатной графики (Афон Греция) в Сочинском Художественном музее

Афонская Пинакотека, находящаяся в монастыре Симонопетр, на протяжении десятилетий собирает бумажные иконы, связанные с Афоном. В основном это халкографии, изображающие связанные с Афоном сюжеты или созданные на Афоне. Благодаря пожертвованиям и покупкам произведений Афонская Пинакотека обладает крупнейшим в мире собранием гравировальных медных досок и бумажных оттисков.

Бумажные иконы Святой Горы

Бумажные иконы, то есть эстампы с изображениями религиозного характера, раздававшиеся верующим в качестве «благословения» в православных монастырях и других духовных учреждениях, являют собой крайне интересный раздел церковной иконографии времён турецкого владычества, получивший заслуженное признание в наше время. Под бумажными иконами мы имеем в виду самостоятельные (не включённые в книги) произведения, большинство которых, начиная с ΧVIII в., было представлено халкографиями (гравюрами на меди). Изображения на них объединяются в две группы – или это монастыри и скиты, или святые и религиозные сцены, заимствованные из традиции православной иконописи. Быстро печатавшийся и удобный для перевозки, бумажный оттиск с изображением архитектурного ансамбля монастыря, которое обыкновенно окружалось пейзажем и дополнялось образами святых и легендарными сценами, олицетворял для верующих ясную совокупность сведений, дававших им возможность воссоздать в своём воображении священное место, и вместе с тем передававших религиозное и, как нередко бывало, мистическое сообщение глубоко верующему обществу. Эти печатные изображения были крайне популярны в среде, за пределами церкви почти не имевшей возможности приобщиться к изобразительному искусству, и тем более – приобрести какое-либо произведение. Высокая цена деревянных икон делала их доступными только для богатых сословий, а бумажные иконы заняли своё место в домашних иконостасах простых людей. Первые известные нам халкографии, созданные на Афоне, датируются временем около 1770 г. С этого момента и до конца ΧΙΧ в. Святая гора оставалась крупнейшим центром производства бумажных икон, в результате чего искусство православной гравюры получило оригинальное и завершённое выражение с характерным, легко узнаваемым местным колоритом.

 

 

Хороший проект