100 х Франция – французская фотография
от истоков до наших дней

Министерство Культуры Российской Федерации
сulturesfrance
Музей «Московский дом фотографии» Сочинский художественный музей
«100 х франция – французская фотография от истоков до наших дней»
«100 x france – photographies francaises des origines a aujourd’hui»

 

Памяти Жанин Ньепс (1921-2007)

100 х франция – французская фотография от истоков до наших дней«То, что Фотография до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном». Ролан Барт.
Когда в 1839 году мир открыл для себя фотографию - удивлению и восторгу не было предела. Мечта стала явью.
Этот проект рассказывает историю, которая, как принято считать, началась в Париже и продолжается до наших дней.
Представленные фотографии были отобраны из тысячи снимков трех крупнейших мировых собраний - Национальной библиотеки Франции, музея дОрсэ и Центра Помпиду в Париже.
Министерство культуры, парижская Высшая национальная школа изобразительных искусств, Фонд Жак-Анри Лартига, Фонд Брассая, частные коллекционеры, фотографы и их правопреемники поддержали этот проект.
Каждая фотография сопровождается текстом о снимке и его авторе, о Франции и французах, о Париже. Выбор только одной работы каждого фотографа позволил представить наряду с признанными талантами -среди которых Нисефор Ньепс, Луи-Адольф Эмбер де Молар, Гюстав Ле Грей, Шарль Нэгр, Эжен Кювелье, братья Биссон, Феликс Надар, Эжен Атже, - менее известных и редко выставляемых фотографов - Эдуара Бальдю, Шарля Марвиля, Огюста Коллара, а также снимки анонимных или знаменитых любителей - Жак-Анри Лартига и графа Ро-бера де Монтескью.
История фотографии была бы неполной без представления о развитии фотографических техник. Сначала технология совершенствуется благодаря богатым изобретателям, страстным любителям фотографии. По мере развития технических возможностей (тиражирование, сокращение времени экспозиции и т.д.) она превращается в товар благодаря таким талантливым фотографам, как Феликс Надар и Майер & Пирсон. При Наполеоне III (1852-1870) она служит инструментом имперской пропаганды и во всю свою дальнейшую историю выступает свидетелем урбанистических (стройки Парижа), политических (Коммуна) и социальных (массовое переселение из деревень в города) потрясений постоянно меняющегося общества.
 Франция х 100А еще фотография всегда существовала где-то между искусством и наукой. В 1839 году министр и ученый Франсуа Араго пророчит фотографии научные достижения. Фотография - этот разнообразный «репертуар образов» - может подвергаться изучению, классификации, сравнению, анализу астрономами братьями Анри, основателем парижской службы судебной идентификации Альфонсом Бертильоном, психиатром доктором Равиаром и физиологом Жюлем Марей. Другой физиолог, Дюшен де Булонь, сделал фотографический «каталог выражений эмоций» студенческим пособием в Парижской школе изобразительных искусств. Замечательные французские фотографы Шарль Нэгр и Постав Ле Грей были живописцами. А знаменитые художники Эжен Делакруа и Эдгар Дега использовали фотографию, составляя коллекции «иконографических поз».
В начале XX века фотографы-пикториалисты - среди них Констан Пюйо - пытаются получить фактуру, близкую к живописной, посредством оригинальной композиции и новым способам печати. После ужасов войны 1914-1918 годов сюрреалисты начинают проводить технические эксперименты.
У Ман Рэя, Доры Маар и Рауля Юбака фотография уже не просто «изображение» - она становится «предметом» творчества.
Однако начиная с 1930 года фотографы-гуманисты - Брассай, Андре Кертес, Робер Дуано - ищут встречи с поэтическим Парижем, городом мальчишек, шпаны и влюбленных. С развитием журналистики Жанин Ньепс и Сабин Вайс становятся фоторепортерами и освещают политические и социальные события. Фотография теперь везде - в журналах, книгах, афишах. Создавая свои фотографии моды, Фрэнк Хорват предпочитает студии улицу. Агентства множатся. Один из учредителей агентства «Магнум», созданного в 1947 году, Анри Картье-Брессон, выслеживает «решающий момент».
 В сотрудничестве с Мартиной Франк и Рай-моном Депардоном Картье-Брессон сам контролирует использование и продажу своих произведений. Жиль Карон - «фотограф-журналист» - освещает события в самых горячих точках, что приводит его к гибели. Жанлу Сиефф фотографирует много - отмечая работами весь свой творческий путь. Аньес Варда увековечивает Жерара Филиппа на сцене Авиньонского фестиваля, прежде чем полностью погрузиться в кино и «современное искусство».
 Один только шаг отделяет фотографию от изобразительного искусства. Бернар Фокон, Патрик Тозани, Валери Белен, Франк Пер-рен, Валери Жув используют фотографию как средство творчества, как инструмент на службе у художника. Для Бернара Плоссю и Жоржа Русса она - сама «память». У Жан-Марка Бустаманта она становится «картиной». А Бернар Лавье и вовсе не фотограф. Этой выставкой нам хотелось подчеркнуть удивительную жизнеспособность явления, родившеюся по Франции менее двух веков тому назад.
Пусть фотография позволит каждому из нас рассказать самому себе какую-нибудь историю.
«Фотография не сообщает (не обязательно сообщает) о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было». Ролан Барт, Camera lucida. Комментарий к фотографии. (Перевод Михаила Рыклина), 1980.
Софи Шмит, куратор выставки
Софи Шмит - искусствовед, журналист и независимый куратор. Ее последние выставки: «Париж в Шанхае. Три поколения французских фотографов» (Музей изобразительных искусств, Шанхай, 2005), «Призраки Одессы Кристиана Болтански» (Биеннале современного искусства, Москва, 2005), «Третий глаз. Фотография и Оккультизм» (Европейский дом фотографии, Париж, 2004-2005, Meтрополитен-музей, Нью Йорк, 2005-2006)
N.B. Из соображений сохранности старые фотографии, представленные на выставке, отпечатаны современным способом обладателями оригиналов и под их наблюдением.

100 x Франция100 x Франция100 x Франция

Фотография 100 х Франция

100 x Франция100 x Францияна выставке 100 x Франция
на выставке 100 x Францияна выставке 100 x Францияна выставке 100 x Франция
на выставке 100 x Францияна выставке 100 x Францияна выставке 100 x Франция

 

 

 

Выставки, события, юбилеи

  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Авторская керамика Владимира Елисеева
  • Александр Николаевич Семенцов
  • Сочи — гостеприимный город
  • Изобретения Леонардо да Винчи
  • Святогорская Диана
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект