Магия морского пейзажа

Классика морского пейзажа

     На открытии выставки в СХМ присутствовали Народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств  Д.Жилинский, сочинские художники, в том числе, заслуженный художник РФ, почетный член РАХ А.Скрипников, член-корреспондент РАХ Ю.Прокатов, заслуженный художник РФ П.Кукушкин.
    Морской пейзаж всегда волновал, и будет волновать зрителя напоминанием о днях беззаботного отдыха на курорте или обещанием будущих путешествий и приключений. Особую взыскательность к произведениям этого жанра проявляют, конечно, ценители хорошей живописи. Картина на морской мотив - серьезное испытание для художника: изображение пространственной среды – воздуха, воды – это одна из самых сложных живописных задач. В то же время, удивительные световые эффекты, преломленные и помноженные водной стихией, нарядные корабли и яхты, уютные прибрежные уголки так и просятся на холст; художники вновь и вновь бросают вызов своему мастерству, а зрители более или менее критично встречают их достижения.  
     Сочинские музейщики решили доказать свою солидарность с любителями «морской» темы и посвятили ей отдельную выставку. В нее вошли картины маринистов старшего поколения и работы современных авторов из фондов СХМ.  
     Одним из наиболее ранних по времени создания пейзажей на выставке «Классика морского пейзажа» является «Море» К.К. Костанди (1852–1921). Он учился в Академии художеств у П.П.Чистякова, был членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1885 года Костанди жил и работал в Одессе (преподавал рисунок и живопись в Одесском художественном училище), и, конечно, море было одной из постоянных тем его творчества. 
    Классика морского пейзажа Картина В.Н.Кучумова «Крым. Вид на море» (1938)  - это не только морской пейзаж, но и социальный портрет эпохи. Характер силуэта женской фигуры у парапета с гипсовыми балясинами и массивной  декоративной вазой сразу переносят в советское довоенное время. Кучумов (1888-1959) - живописец, график, монументалист, театральный художник. Он учился в ЛВХУ при Академии художеств (1910-1916) у В.Е.Маковского, участвовал в выставках передвижников, был членом общества им. Куинджи.   

    На выставке представлены и произведения художников московской школы. В ее основе - принципы пленэрной живописи: работа фактурным мазком, передающим движение световоздушной среды, акцентировка цветового плана. В 1915-1918-х гг. эту школу прошел будущий классик советского искусства Б.Н. Яковлев (1890 -1972; «Скалы в море». 1950-е гг.), ученик А.М.Васнецова, С.В.Малютина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова, участник выставок объединения «Союз русских художников». 
    Преимущества стиля Союза русских художников раскрывает работа московского живописца О.С.Малютиной (1894-1979) «Море» (1939): перед зрителем – чувственно воспринятый, эмоционально наполненный образ бушующей морской стихии. Пленэрная школа была близка и Г.М. Гордону (1909-1987; учился в МИИИ у С.В.Герасимова, А.А.Дейнеки, Н. А.Удальцовой): его картина «Рыбацкий причал» 1938 года, выполненная в изысканной сероватой гамме, погружает в атмосферу наполненного прохладой и влагой раннего утра.
    Совершенно иное направление представляет мастер, вошедший в художественную жизнь в 1960-е годы - Д.Д. Жилинский (1927 г.р.). Как уже говорилось, Жилинский присутствовал на вернисаже, и, собственно, именно его пребывание в городе подвигло музейщиков на торжественное открытие этой небольшой - на один зал - экспозиции. Ученик Н.М.Чернышова, П.Д.Корина, В.Н.Яковлева по институту им. Сурикова (1946 - 1951), он воплотил в своем искусстве сложный синтез стилей.
    Символико-мистический характер его творчества проявляется, в том числе, в пейзажах. Картина «У Черного моря» (1971-1984) рисует образ некоего райского существования, где все проникнуто светлым разумным началом и гармонией. Дмитрий Жилинский тесно связан с Сочи: здесь прошло его детство (пос. Уч-Дере), здесь жили его родители, и до сих пор он приезжает в отчий дом.  Стоит ли говорить, что море художник писал неоднократно. Интересно, что на открытии выставки выяснилось:  Дмитрий Жилинский считал картину «У Черного моря» оставленной во Франции после одной из его персональных выставок. Встреча с произведением, которое мастер не рассчитывал вновь увидеть на родине, стала для него приятным сюрпризом. 
    Увидел свои произведения на выставке и сочинский художник А.Н.Скрипников (1926 г.р.),  выпускник ЛВХПУ им. Мухиной (1955). Артур Скрипников - сторонник реалистического метода, и это проявляется в любых его работах,  к какому бы виду искусства он ни обращался. На выставке показаны эмали художника на морской сюжет, не уступающие традиционной живописи в точности отображения реальности. 
    Представленное на выставке произведение К.В.Нечитайло (1942 г.р.; училась у Д.Д.Жилинского и А.М.Грицая в МГХИ им. Сурикова в 1961-1967 гг.), напротив, отличает высокая степень пластического обобщения и символизм. Картина «Малая земля» (1979) - это взгляд на красоту, которую символизирует море, через разрушение, оставленное войной, образ которой воплощен в изображении остова вагонов.
    В выставку на тему моря не могли не войти работы профессиональных художников Юга России. Краснодарского художника М.В.Архангельского (1937-2006; «Вечер на море». 1978) увлекает задача предать мягкую тональность заката и движение воды от поворота глиссера. Нарядная праздничность Юга – тема многих произведений сочинца В.В.Вербицкого (1954 г.р.). У А.Н.Канатникова и Л.Н.Пугачевой Сочи - смягченный едва уловимой долей иронии гламурный рай на земле. Романтический образ южного курорта живописует художник Л.В.Лях (Геленджик).
   Представленные работы – лишь малая часть в огромном многообразии произведений, посвященных морю. И, в то же время, каждая являет нам всепоглощающий и щедро отдающий мир художника, его попытку проникнуть в тайну моря, его стремление выразить чувства и мысли. И хотя увидеть реальное море в нашем городе немудрено, оригинальное авторское решение «морской» темы - достаточно убедительный повод для посещения настоящей экспозиции.

 Зав.экспозиционным отд. СХМ Л. Павлова.

 

Классика морского пейзажаКлассика морского пейзажаКлассика морского пейзажа
Классика морского пейзажаКлассика морского пейзажаКлассика морского пейзажа

 

 

 

 

Хороший проект