МЕЧТАТЕЛЬ
советской эпохи

Юбилеи

Юбилей художника В.Н.КучумоваМечтателем, влюбленным в прошлое – в пушкинские времена, или даже в еще более ранние, екатерининские - представляется художник Василий Никитович Кучумов (1888–1959), которому в этом году исполняется 125 лет со дня рождения. Посетители экспозиции часто спрашивают, указывая на его «интерьеры» Павловского дворца – что это за автор? А ведь картины невелики по размеру, совсем не броские… Возможно, дело как раз в этом: в зале советского искусства, где торжествует мажорный дух социализма, эти произведения – мелодии позапрошлого века. Кучумовские образы переносят в другую эпоху, меняют ощущение времени: оно замедляется, приходят успокоение и неспешность.

Сюжеты, обращенные в прошлое - ведущие в творчестве В.Кучумова. Помимо многочисленных ретроспективных видов Петербурга, художник оставил изображение русской провинции, близкое к традициям «мирискуссников» М.Добужинского и Б.Кустодиева. Кучумов не стал настолько же знаменитым, как эти художники, но для специалистов и коллекционеров он, безусловно, фигура достаточно крупная. Работы художника находятся в ГРМ, в Днепропетровском Художественном Музее, многих региональных музеях.

Юбилей художника В.Н.КучумоваСочинскому художественному музею посчастливилось обладать 6-ю работами мастера: две из них - «Гобеленовая комната. Павловский дворец-музей» (1928г., х.м., 59х67), «Интерьер» (1927г., холст на картоне, 67,2х47) можно видеть в залах сегодня, «Летний сад» (х.м.,1953, 95х105), «Крым. Вид на море» (1938г., х.м. 90х70), «Выход на балкон. Павловский дворец-музей. Будуар». (1927г., к.м. 71,5х52,5) экспонировались ранее, а «Сирень» (1945г., х.м., 111х66) представлена в фойе Зимнего театра.

Василий Кучумов, исторический живописец, пейзажист и театральный художник, учился в Высшем художественном училище при петербургской Академии художеств по классу В.Е. Маковского (1910-1916). В 1911 г. получил вторую премию Академии художеств за академический эскиз «Саломея приносят голову Иоанна Крестителя». Его дипломная работа «Петр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце» (1916 г., Днепропетровский художественный музей, Украина) получила высокую оценку современников. Затем он стал активным участником выставок различных творческих объединений: «Товарищества независимых» (1911-1914) в Петрограде, художественно-психологической группы «Треугольник» (1908), Товарищества передвижных художественных выставок (1918–1922), Общества им. А.И. Куинджи (1926-1929). Участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (1924–1926). Состоял в обществе «Цех», с конца 1920-х годов занимался театральными работами.

Юбилей художника В.Н.КучумоваХудожник жил в эпоху больших перемен, но интонация его творчества оставалась неизменно камерной, не по-советски элегической. Испытав влияние мастеров «Мира искусства», историю Кучумов видел сквозь призму Прекрасного, и вообще всё мерил этой категорией.

На картине «Летний сад» 1953 года - аллея с высокими деревьями, кружево листвы, стройная ограда, люди на скамейках. На первом плане - античная скульптура, она здесь главная по масштабу, по светозарности. Пространство напитано воздухом. Всматриваешься в живопись, в зыбкость ее фактуры, в легкий по цветности колорит - поэзия! В этом парке могли бы гулять дамы в длинных платьях с галантными кавалерами! Но это 50-е годы; несмотря на зыбкость живописи, нечеткость очертаний, различаешь, что люди на скамейках увлечены своим, человеческим, а греческий бог смотрит в небо.

Юбилей художника В.Н.КучумоваМеланхоличность поздних произведений художников – «общее место». Творчество Кучумова, несмотря на всю его романтическую подоплеку, связано и с реальным историческим временем. Натюрморт «Сирень» написан семью годами раньше «Летнего сада». Если романтические образы 20-х годов проникнуты благоговением к красоте далекого и безвозвратного прошлого, образы 50-х – печалью об уходящих идеалах Прекрасного, то натюрморт 1945 года наполняют энергетика жизни, ее победоносное цветение. Ампирная ваза с изобильными ветками сирени, для которой потребовалась еще короткая широкая вазочка, нарядная кружка с рисунками в клеймах и позолотой, ветка на столе написаны уверенной рукой. Натюрморты Победного года – вообще отдельная тема для выставок (а такие работы в коллекции Сочинского художественного музея есть).

Уникальность каждого хорошего художника позволяет нам увидеть бесконечное многообразие взглядов и представлений о мире и человеке. Василий Кучумов дает такую возможность, причем не в виде одиночного художественного высказывания, а целым рядом произведений разных лет.

Зав.научно-экспозиционым отделом Сочинского художественного музея Людмила Павлова.

Опубликовано 1 февраля в «Сочинской курортной неделе»

Выставки, события, юбилеи

  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Авторская керамика Владимира Елисеева
  • Александр Николаевич Семенцов
  • Сочи — гостеприимный город
  • Изобретения Леонардо да Винчи
  • Святогорская Диана
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект