Виртуальная выставка

Новая рубрика на сайте музея

 

Сочинский художественный музей открывает на своем сайте рубрику «Виртуальная выставка», на которой будут представлены произведения из его фонда графики.

Собрание графики не часто показывается зрителю: графика считается искусством камерным, наименее популярным. К тому же, экспонирование графических произведений связано с рядом проблем - работой с хрупким и деликатным материалом, сложным в оформлении (не только рама, но еще - картон, паспарту, стекло), ограничением в сроке демонстрации (не более трех месяцев).

Редкость выставок графики обедняет и зрителя, и музеи: зритель упускает возможность оценить утонченность и глубину этого искусства, музеи - шанс разнообразить выставочный репертуар.

«Виртуальные выставки», конечно, не заменят общения с подлинником, но позволят популяризировать музейное собрание.

Графика СХМ - более трех тысяч единиц хранения - включает отдельные коллекции замечательных мастеров, в том числе, двадцать шесть листов художника Владимира Минаева, которому в этом году исполняется 100 лет со дня рождения. Его произведения, ранее не экспонировавшиеся, впервые будут представлены на «виртуальной выставке».

Общая характеристика работ художника укладывается в определение: «строгость, серьезность, качество» - свойства, в некотором роде ставшие архаикой. Строгость ушла вместе с советской идеологией, серьезность скомпрометировал постмодернизм, он же упразднил качество. В этом смысле Владимир Минаев – настоящий советский художник, очень цельный и требовательный к себе. Его графическому стилю присущи сдержанность, рациональность подхода, уверенность, чистота линейного рисунка. Взгляд может быть направлен на человека - и тогда появляются психологически тонкие портреты, на природу, которая показывается поэтически нежно, на культуру – и тогда возникают иллюстрации к книгам.

Владимир Николаевич Минаев, Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, родился и прожил всю жизнь в Москве.

В юности он посещал студию Н.П. Крымова, позднее – студию им. И.Е. Репина; параллельно с обучением работал в театре В.Э. Мейерхольда помощником художника С.Е. Вахтангова по оформлению спектакля «Баня» В.В. Маяковского.

Поступив в МГХИ им. В.И. Сурикова, Минаев занимался у К.Н. Истомина, И.И. Чекмазова, И.Э. Грабаря. В 1940 году он окончил институт (дипломная работа в литографии - иллюстрации к роману Э.Золя "Жерминаль", руководители диплома Н.Э. Радлов и Г.Т.Горощенко) и был оставлен в аспирантуре под руководством Н. Э. Радлова.

С начала Великой Отечественной войны Владимир Минаев работал в оборонно-плакатной бригаде Московского военного округа; с февраля 1942 года - во фронтовой газете «За свободную Беларусь»; с декабря 1942 года по 1945 год служил в звании капитана во фронтовой газете Калининского, впоследствии Первого Прибалтийского, фронта «Вперед, на врага!»

В июле 1945 года Минаев был отозван из Армии в студию военных художников имени Б. Грекова.

С этого времени начинается его сотрудничество с издательствами: «Детская литература», «Художественная литература», «Прогресс» и др. Минаев вошел в плеяду художников, чье творчество сопровождало лучшие издания советского времени - В.Горяев, Д.Дубинский, Л.Сойфертис, Б.Пророков, Б.Басов, О.Верейский, Ю.Рейнер.

Ранние работы Владимира Минаева близки рисункам Дубинского к Теккерею и Диккенсу: тонкая, изящная линия, легкий штрих. Лучшим из того, что сделал художник в 1948-1951 годы, были иллюстрации к детским книгам; наиболее значительной его работой стало оформление сказок братьев Гримм. В 1950-60-е годы он иллюстрирует романы Э.Золя «Нана» и «Страница любви».

В сочинской коллекции есть автолитография «Портрет Галины Улановой» 1954 года, в которой угадываются черты более позднего стиля художника – лаконичность, плотность линии, контрасты тона. Есть также рисунок к суперобложке «Василиса Прекрасная» 1964 года - почти абстрактный, монументальный, несмотря на малый формат.

Остальные работы относятся к 1970-80-х годам: здесь в творчестве художника утверждаются резкий, угловатый рисунок, условно-сдержанный цвет, психологическая напряженность, например, в работах к произведениям Достоевского (на «виртуальной выставке» - иллюстрации к роману «Братья Карамазовы» и повести «Кроткая»).

Минаев иллюстрировал романы советских писателей Б.Лавренева, Н.Островского, Б.Васильева. В представленных на «виртуальной выставке» листах к роману «А зори здесь тихие» он использует рисунок светлой пастелью поверх слоя темной темперы; персонажи кажутся призрачными, почти нереальными.

Особое удовольствие – рассматривать натурные рисунки Минаева. Задремавшей от позирования, трогательной в своей естественности, мы видим жену художника («Валя»); одной линией обрисовано лицо и фигура, слегка намечен тон – и женщина словно дышит! В рисунке «Стирка» бытовой мотив придает «ню» целомудренный характер, позволяя восхищаться графикой женского тела, деталями простого интерьера, показанного с большой симпатией.

В рисунке углем «Балкон» основное значение приобретает тон. Пластическим сюжетом становится контраст между затемнённой комнатой и открывающейся через балкон панорамой. Минаев любит передавать пространство: вещь, предмет как таковой его не интересует – в творчестве художника практически нет натюрморта. Интерьер почти не выявлен – комнату оживляют только маленький столик с лампой и портьеры. Свет за балконной рамой уводит вдаль, где виднеется город. В этой немногословности, скрытой эмоциональности есть приверженность «суровому стилю» 1960-х; «Балкон» заставляет заново прочувствовать советский аскетизм, свободу от материальной зависимости.

В портретах Минаев прибегает к аналитически строгому линейному изображению, в жанре интерьера, использует возможности тона, контраст. Для пейзажа художник находит удивительную легкость и воздушность рисунка.

В листе «Крым» он показывает приветливый, щедрый уголок природного парка, используя богатейший арсенал линий и штрихов, россыпь коротких ударов, пространство нетронутого листа. В другой работе той же серии с санаторной верандой, уютным летним креслом, кипарисами, морем, Минаев смягчает штрих, чтобы передать состояние «бархатного сезона»; «небрежность» линий – ни одной прямой! – придает образу живость и пленительную беззаботность.

О связи поколений – «Встреча», произведение, в котором можно увидеть и тему «отцы и дети», и проблему самопознания, и уют неприхотливого советского Подмосковья, и близость с литературой того времени.

Композиция «Двое» - конечно, о любви. В работе выражен идеал отношений - мужчина смотрит вперед, и готов взаимодействовать с внешним миром, женщина погружена в себя, создавая общее внутреннее пространство, от нее исходят безмятежность и покой. Собственно, таков и автопортрет художника с женой: он – напряженно смотрящий, на первом плане, она – опирающаяся на его плечо, отстраненно прикрыв глаза.

Сочинское собрание работ Владимира Минаева может составить полноценную выставку в музейных залах, что, вероятно, когда-либо произойдет. А сегодня посетителям нашего сайта мы предлагаем познакомиться с работами художника, заинтересоваться его творчеством, и ждать встречи с подлинниками.

Сведения, не вошедшие в статью.

В 1958 году Владимир Минаев совершает туристом круиз вокруг Европы. В результате поездки была создана серия цветных станковых листов «Глазами советского туриста».

В 1960 году с группой художников едет в Италию. В результате поездки создана серия акварелей. В 1967 году за серию иллюстраций к роману «Как закалялась сталь» награжден серебряной медалью Академии художеств СССР.

В 1969 году был командирован Министерством культуры СССР в Швейцарию. После этой поездки была создана серия «Швейцария. По ленинским местам».

В 1972 году был командирован Академией художеств СССР на творческую дачу в Италию. В результате поездки создана серия «Италия».

В 1972 году был избран членом президиума правления Московской организации Союза художников РСФСР.

В конце 1970-х гг. начал работу над серией, посвященной репрессиям (в сочинской коллекции работа 1990 года «Мадонна ГУЛАГа»).

Более 1400 работ мастера хранятся в 23 музеях нашей страны - ГРМ, ГТГ, ГМИИ и др.

Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея  

Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея

Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея

Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея

Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея Виртуальная выставка Сочинского Художественного музея

Выставки, события, юбилеи

  • Акция "Ночь музеев" 2017
  • Off Top
  • Коробейников В.В.
  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Авторская керамика Владимира Елисеева
  • Александр Николаевич Семенцов
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект