Олимпийская хрестоматия

Картина Сергея Алексеевича  Лучишкина (1902 -1989, Москва) «До свидания, Миша!» (х.м., 120х160) написана  в 1982 году. Художнику было 80 лет, но своей любимой теме – теме спорта – он оставался  верен  всю свою жизнь.

Олимпийская хрестоматияВпервые картина была представлена на  Пятой Всесоюзной  художественной выставке "Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве",  приуроченной к VIII летней спартакиаде народов СССР. Выставка была организована и проведена летом 1983г. в Москве в центральном выставочном зале (бывший Манеж). Она  аккумулировала всё лучшее, что было представлено на предыдущих выставках:  в Рязани (где участвовали художники областей, краёв и автономных республик РСФСР), Киеве, Минске, Кишинёве, Риге, Ташкенте, Душанбе, а также Московской ("Спорт в искусстве"). На V Всесоюзную было отобрано 900 работ, из них 300 картин и такое же количество графических работ, 150 скульптурных произведений и столько же изделий декоративно-прикладного искусства. После Московской Олимпиады-80   художники творили свои произведения под впечатлением этого международного праздника. В работах освещался дух Олимпийских игр, спортивных состязаний, радость жизни, традиций и идеалов Олимпийского движения. Спорт и физическая культура  были представлены могущественной силой в борьбе за мир, за дружбу и взаимопонимание между народами. В физкультурно-спортивных событиях тех лет художники увидели, и глубоко прочувствовали, светлую и гуманную природу спорта, ощущение радости движения, участия в соревнованиях, совершенствования самого себя.

Почётное место в московской экспозиции занимали  произведения  ветеранов спортивной темы, в том числе, Сергея Лучишкина, "О спорт, ты Мир" (ГТГ, 1883), и  "До свидания, Миша!", попавшая в сочинскую коллекцию по распределению Минкультуры РСФСР.

На картине   "До свидания, Миша!"  запечатлены волшебные минуты Олимпийского праздника. В  вечернем небе рассыпаются салюты. Заполнен стадион:  на центральной трибуне – огромное живое панно со словом «мир»;  на  спортивной  арене участники  торжественного финального представления выстраиваются   группами,  образуя нарядные «пирамиды», «кольца», «спирали». Зрители ближайших трибун восторженно приветствуют героев спорта. Но главное действующее лицо  происходящего  - улетающий Миша, символ Олимпиады-80.  Добрая, радостная  по настроению картина окрашена ноткой грусти:  люди прощаются с праздником спорта.

Лучишкин прожил  долгую жизнь, которая, в общем-то, прошла достаточно счастливо, и сложилась успешно в творческом плане. Живописец, график, монументалист, художник театра и кино, он  при жизни стал  классиком. Работы С. А. Лучишкина хранятся в собраниях ГТГ и ГРМ. Лучшие станковые вещи  мастера отличает сценически–игровое и, в то же время, достаточно драматичное, содержание. Наиболее известные его картины 1920‑х годов: «Я очень люблю жизнь», «Среди деревьев» (ГРМ) и «Шар улетел» (ГТГ) показывают многоаспектность мгновения жизни.

Сергей Лучишкин учился в Свободных художественных мастерских (1919—1924, с 1920 — Вхутемас) у А. Е.Архипова, затем у  представителей авангарда  Надежды Удальцовой и Александра Древина, Л. С.Поповой,  А.А.Экстер. С 1924 года Лучишкин  принимает  участие  в выставках.  В  Музее живописной культуры и на «1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» (1924) он показал абстрактные композиции, выступая в рамках объединения «Проекционисты»; с теми же работами он участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димен в Берлине и Амстердаме (1922-23). В 1923-29 Лучишкин  возглавлял «проекционистский» театр, реализовавший  постановку абстрактного спектакля «А.О.У.».  Примыкая к постреволюционной «второй волне» русского авангарда, и вдохновляясь  конструктивизмом и экспрессионизмом, Лучишкин  участвовал  в ряде наиболее радикальных художественных экспериментов 1920‑х годов (Координаты живописной поверхности, 1924, ГТГ).

Как и большинство других  «проекционистов», перешедших от абстрактных опытов к экспрессионистской картине, Лучишкин  вошел в 1925 в Общество станковистов (ОСТ),  участвовал во всех выставках общества, в основном с картинами на темы спорта и отдыха. До 1930 года он  не раз выступал как дизайнер и распорядитель городских агитационных шествий.

В дальнейшем в работах Лучишкина  начинает преобладать документальное начало.  Он был одним из инициаторов раскола ОСТ в 1931, перешел в более идеологически ангажированную «Изобригаду».  Дистанцию от  авангардизма до реализма Лучишкин преодолел  достаточно легко, и органично вошел в соцреалистическую  культуру;  еще до того, как в начале 30-х годов художественные группировки были уничтожены, в конце двадцатых годов он стал ездить по командировкам в районы индустриального строительства,  «отражая»  социалистическую действительность.  Он ездил на Кубань, в  войну  был на Алтае, и всегда  много работал.

Лучишкин проявил себя  не только как станковист, но и как художник театра и кино. В 1930—1932 он  был художественным руководителем и режиссером Театра малых форм московского Пролеткульта; для  кинофильма «Цирк» (1935)  исполнил огромное число покадровых эскизов, в том числе со знаменитым «танцем на пушке» — эскизов, во многом определивших образную канву фильма.

Спортивная тематика прочно вошла  в  творчество художника, начиная с  1930‑х  годов. Наиболее  глобальное  из первых его произведений о спорте  -   пентаптих (произведение из пяти частей)  «День Конституции. Спартакиада народов СССР» (1932).

Лучишкин  был очень активным человеком.  В двадцатые годы, когда по состоянию здоровья его  не взяли на военную службу,   он стал заниматься:  сначала -  дыхательной гимнастикой,   затем -  теннисом. Возможно, в связи  с этой  его  личной  проблемой, тема спорта стала для него  важной, и навсегда вошла в его творчество.  Лучишкин много работал в  направлении популяризации темы спорта в искусстве,  выступал с различного рода инициативами. В шестидесятые годы правление Союза художников по его предложению вынесло решение о создании постоянной секции по пропаганде спортивной тематики.  Лучишкин  ездил в разные страны: в Гренобль и в Саппоро – на олимпийские  мероприятия, и всякий раз привозил множество  работ по живым впечатлениям  от событий. 

Картина «До свидания, Миша!» занимает достойное место в сочинской коллекции, и сегодня тем более актуальна, учитывая  характер грядущих  событий 2014 года – Зимних Олимпийских игр. Она показывает пример художественного осмысления Олимпиады как всенародного  праздника.

Выставки, события, юбилеи

  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Авторская керамика Владимира Елисеева
  • Александр Николаевич Семенцов
  • Сочи — гостеприимный город
  • Изобретения Леонардо да Винчи
  • Святогорская Диана
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект