Геннадий Шпаликов и Михаил Ромадин. Дружба. Творчество

Любите вы Листа, Моцарта, Сальери,
Лавки букинистов, летний кафетерий,
Споры о Шекспире и о Кальдероне
В городской квартире в Киевском районе.
Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться?

Михаил Николаевич Ромадин От «Соляриса» до Кардена в Сочинском художественном музее – спрашивает лирический герой Геннадия  Шпаликова. Он же в работе художника Михаила Ромадина из цикла «По мотивам Шпаликова» медленно выплывает, словно космонавт в  невесомости,  из окна  квартиры вместе с печатной машинкой, чернильницей и ручкой. Внизу – плотно поставленные дома,  крыши с привинченными советскими лозунгами «Слава труду», «СССР в действии», «Советская печать – могучее оружие ленинской партии». В слове «труду» буква «Р» перевернутая. Нормальный советский  пейзаж – за исключением, конечно, летающего человека,  и… Эйфелевой башни.

Михаил Николаевич Ромадин От «Соляриса» до Кардена в Сочинском художественном музееЭто - одна из четырех работ Михаила Ромадина из  коллекции  СХМ. Все они посвящены  Геннадию   Шпаликову - знаковой фигуре 1960-х годов,  поэту и  киносценаристу, автору сценария «Я шагаю по Москве» и песни к этому фильму (и многих других песен для кино, в т.ч., к фильму «Военно-полевой роман»).  Михаил Ромадин и  Шпаликов дружили, оба с разницей в один год окончили ВГИК: Ромадин -  художественный факультет (1963), Шпаликов -   сценарный. Их объединяла и дружба с Андреем Тарковским:  с последним Михаил Ромадин работал в качестве художника-постановщика и художника по костюмам над созданием фильма «Солярис» (для «Андрея Рублева» Ромадин придумал летательный аппарат, сделанный из мешка).

Михаил Николаевич Ромадин От «Соляриса» до Кардена в Сочинском художественном музееМихаил Ромадин вырос в семье, где искусство ставилось на пьедестал. Его отец, пейзажист Николай Ромадин был учеником Р.Р.Фалька, И.И.Машкова и П.П.Кончаловского.  Михаил видел приходивших в дом отца  знаменитых артистов МХАТа -  Белокурова, Яншина, Грибова, великих танцоров - Уланову, Жданова, художника Павла Кузнецова. 13-ти летнему мальчику собирался давать уроки Павел Дмитриевич Корин. Он  стал его учить позднее, когда Ромадин проходил практику от ВГИКа в ГМИИ имени А.С. Пушкина, а Корин  там занимался  реставрацией византийской иконы. Однако  молодого художника  влекло другое искусство. Он показывал свои «неформальные» опыты Альтману и Тышлеру, долго жил впечатлениями от французской выставки  1961 года в Сокольниках с произведениями  Пикассо, Брака, Леже, других модернистов. К большой досаде отца, убежденного реалиста, стал писать абстрактные и сюрреалистические картины, а во ВГИК поступил, так как считал этот вуз наиболее свободным в творческом отношении. 

После ВГИКа Ромадина пригласили в штат на «Мосфильм». Он  предпочел оставаться   творчески независимым. Сравнительно немногие работы Ромадина в качестве художника-постановщика украсили наш кинематограф: помимо «Соляриса», это «Первый учитель» (1965), «История Аси Клячиной»(1967), «Дворянское гнездо»(1969)  (режиссер А.С. Кончаловский).
С начала 90-х  Михаил Ромадин постоянно был в разъездах, участвовал в выставках от Женевы и Берлина до Севильи и Далласа. С собой  брал многометровые рулоны бумаги, покрывая их рисунками. Один американский критик назвал его – «рисовальной машиной». На листах - виды городов,  интерьеры музеев и выставочных залов,  домов его друзей и знакомых, мастерских его коллег.   

Михаил Николаевич Ромадин От «Соляриса» до Кардена в Сочинском художественном музееСтанковые работы Михаила Ромадина вошли в собрания   десятков музеев и частных коллекций многих  стран мира. Произведения художника 1986-1987 годов  из сочинской коллекции  выполнены в оригинальной технике, объединяющей рисунок пером и масляные краски (бумага на картоне, 49х79).  Они позволяют в полной мере оценить мастерство Ромадина рисовальщика, которое за ним признал в конце своей жизни даже взыскательный Николай Ромадин, увидеть характерную  перенасыщенность  деталями. По мнению Михаила Ромадина, у хорошей живописи нет главного и нет фона: «хорошая живопись делается от угла до угла, с одинаковым напряжением на квадратный сантиметр». Предельный ромадиновский  реализм обманчив: перед нами, скорее, сюрреалистические произведения. Использованы   приемы кинематографа: метод монтажа,  выразительные ракурсы,  укрупненные планы, динамизм композиции. В работе «Любите ль вы Брамса?» - уже знакомый нам персонаж. Конечно, это сам Геннадий Шпаликов. Теперь он не летает, а стоит с гитарой рядом с  Пикассо у мольберта. Даже если бы не было  огромной  помпезной вазы, нелепо зависшей  над ними, это мир субъективный, мир-представление. Работа «Переулок юности моей», опять же,  фантастический монтаж событий: девушка и гитарист  рядом, но не видят друг друга - их разделяет не пространство, а время. В картине «Прощай, Садовое кольцо»  тот же  герой,  опасно балансируя, идет по балконным перилам; по одну сторону - «неизвестная» Крамского, по другую –   здание МИДа; резкое перспективное сокращение придает зданию угрожающий вид.   Движение неба и застылость космической ракеты, прекрасная дама  и здесь же прозаическая лестница-стремянка  -  всё странно, и в то же время, понятно: это не просто  парафраз на стихи, а образ Отчужденности. 

Цикл Михаила Ромадина «По мотивам Шпаликова» содержит острое переживание времени поколения 60-х, пропущенное через поэтическое творчество друга и поэта: 

Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Снова я пришел на переулок -
Переулок юности моей.


 Зав. научно-экспозиционным отделом
 Сочинского художественного музея Людмила Павлова.

Выставки, события, юбилеи

  • Волшебство акварели
  • Экспресс Баден-Баден Сочи
  • Акция "Ночь музеев" 2017
  • Off Top
  • Коробейников В.В.
  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект