АРТУР  СКРИПНИКОВ 

Юбилейная выставка известного сочинского художника Артура Скрипникова – яркое и ожидаемое событие для всех нас. Как никто другой этот художник щедро одарил город  монументальными произведениями. Он стоял у истоков создания сочинской организации Союза художников, вместе с ней прошел большой путь от молодого дипломника до зрелого мастера и руководителя. В 60-е – 70-е годы  в общей сложности восемь лет Скрипников занимал должность Главного художника города, в 80-х был Главным художником Сочинского комбината Художественного фонда. Заслуженный художник России, профессор Сочинского государственного университета, Артур Скрипников имеет не только высокую  профессиональную репутацию. Его ценят и любят как неординарного и обаятельного человека, но особое восхищение вызывает сочетание в Скрипникове  таланта и деятельного характера.  Именно оно дало жизнь стольким  произведениям и до сих пор наполняет энергией все, что делает художник.  Его каждый день  можно увидеть на пути либо в мастерскую, либо в институт: Скрипников по-прежнему востребован.

Ретроспективная выставка выборочно  представляет широту деятельности художника от начала 60-х: эскизы монументальных работ, живопись, графика, эмали. Экспозиция многопланова, но весь представленный материал объединяет свойственная этому автору  интонация открытости. Это очень позитивный художник и человек. Его искусство  никогда не принимает характер тревожного  самокопания: внимание художника направлено к общему миру социальных  ценностей. Вечные  темы творчества, любви, природы находят в его работах  самое светлое и ясное воплощение, выраженное в реалистической форме. 

На выставке интересно проследить, как  проявляется  его реализм в разных видах искусства, в первую очередь, в станковой картине. Работа 1973 года «Семья на пляже» - это предельно внятное изобразительное изложение сюжета. На берегу моря расположилась дружная семья. Прекрасная молодая женщина пребывает в состоянии умиротворенности: ее внимание обращено к детям, младший играет с игрушкой,  мальчик и его старшая сестра наслаждаются арбузом. У мужчины в руках газета, но он смотрит на нас, охраняя покой семьи. В какой мере это произведение реалистично? Оно производит сильное впечатление своей изобразительной  ясностью и конкретностью портретных характеристик (это семья автора картины), но, в  то же время мы отмечаем и срежиссированность сценки, и декоративность цвета, и усиленную детализацию. При этом сюжет выходит за рамки частного события и приобретает черты идеального образа.

При всей общей реалистической  направленности произведений портретный жанр представлен неоднообразно. Портрет «Нины» тех же семидесятых отличает камерный характер: в скромном домашнем интерьере сидит молодая женщина в простом платье. Если в сюжетной картине цветность скорее повышена, то здесь художник, напротив, ее понижает. Умеренная  тональность как будто подчеркивает спокойный нрав героини. Как и прежде, художник не задерживает нашего внимания на живописной фактуре – она незаметна, и ничто не мешает нам принять условное пространство картины за иллюзию реальности. Декоративность проявляется лишь в орнаментальности узоров на платье.

Однако в полной мере художник проявил свои способности имитатора в другом женском  портрете. («Карина» 2007).   Молодая женщина спокойно сидит в кресле в интерьере гостиной. Эта сценка воспроизведена столь точно и  правдиво, что возникает ощущение личного контакта с незнакомкой. Как достигает художник такого удивительного жизнеподобия? Мы видим, что он все так же требователен к рисунку и еще более деликатно работает с  цветом. Картинную поверхность составляют тонко сплавленные живописные мазки. Эта работа напоминает ряд лучших светских портретов с их претензией на  объективность взгляда и требующих от художника особого живописного  мастерства.

Возможности станковой живописи в области реализма несоизмеримо выше, чем у любого другого вида искусства, а тем более, искусства декоративно-прикладного. Тем не менее,  эмали Скрипникова, составляющие, пожалуй, большинство экспонатов выставки, тоже отличает довольно редкая в  этой области реалистичность. Эмалью художник занимается с середины 80-х. Он был участником международных симпозиумов по горячим эмалям в Венгрии, Паланге,  художественным руководителем международных симпозиумов по эмалям в Сочи, и всякий раз выделялся из числа специалистов как раз реалистической направленностью. Насколько ему позволяет капризная техника эмали, художник придает своим небольшим панно изобразительную полноту. В эмали «На белых скалах» мы видим сложносоставную композицию с проработанными фигурами, пространственными планами и даже маленьким натюрмортом в углу.  Столь же изобразительно богаты его пейзажи. Здесь все знакомо: освещенный утренним солнцем берег, выступающие из воды пригородных пляжей большие валуны, фигурки рыбаков вдали. Или же мы узнаем характерные виды ущелий с горными потоками и местной растительностью. Пейзажи в технике горячей эмали очень эффектны: цвет благодаря глубине стекловидного слоя насыщается особой густотой, сияет изумрудными и рубиновыми оттенками,  а где-то работает «на просвет» сквозь легкую лессировку.  Такое панно производит впечатление драгоценности, хотя некоторые эмали Скрипникова выполнены в большом формате, например, 70х84 см.

Более лаконичны в своем декоративном решении эмали «балетной» серии.  Все внимание сконцентрировано на танцорах, исполняющих разные па. За ними – условно обозначенное цветовым пятном опять же условное пространство сцены. Балетные миниатюры Скрипникова – это энциклопедия классического балета и праздничный гимн этому искусству. Балет – давняя с ранней юности неизбывная любовь Скрипникова, которая началась в эвакуации, в Ташкенте, когда он, студент художественного училища подрабатывал в театре им. Навои гримером и декоратором. Насколько он знает и чувствует балет, показывают его работы в эмали, передающие характер каждого танца через изобразительный ритм и цвет.  Но,  несмотря на всю декоративность этих панно, Скрипников неукоснительно реалистичен в трактовке фигур.

На этой выставке представлены большей частью станковые произведения Артура Скрипникова, однако говорить об этом художнике без упоминания его монументальных работ просто невозможно. Сочинцам слишком хорошо знакомы его росписи и мозаики – на фасаде фойе Детской музыкальной школы им. Шмелева, в кинотеатре «Спутник» (утрачена),  в санатории «Актер»,  в санатории «Русь»,  витраж в сочинском Цирке и многие другие произведения. Скрипников активно занимался монументальным искусством в 60-е – 80-е годы и всегда находил идеально соответствующее данной архитектурной среде решение. Его монументальным работам, в первую очередь  мозаике, свойственны все сопутствующие «большой  форме» качества – обобщение, четкость силуэтов, усиленная ритмичность, однако абсолютно в любом произведении Скрипникова прослеживается прочная связь с реальностью и стремление быть понятным.   

Если попытаться найти ключевое определение деятельности этого художника, напрашивается довольно простая фраза: он творит красоту, красоту бесспорную, торжествующую и гармоничную.  В творчестве Артура Скрипникова  от  первых до сегодняшних его работ мы не найдем произведений мрачных, отражающих тяжкие противоречия.  Все, что он сделал и над чем работает сейчас, несет только созидательное  начало.  И то, что мир этого художника светел и устойчив, разумеется, не наивность, а жизненный и творческий принцип. Артур Скрипников сознательно стремится к искусству яркому и чистому и не сомневается в правильности такого пути.

 

 

 

 

 


 

Выставки, события, юбилеи

  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Авторская керамика Владимира Елисеева
  • Александр Николаевич Семенцов
  • Сочи — гостеприимный город
  • Изобретения Леонардо да Винчи
  • Святогорская Диана
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект