От «Соляриса» до Кардена     

К юбилею Михаила Николаевича Ромадина

Из коллекции музея
Биографию  Михаила Ромадина составили яркие встречи и большие творческие работы. В этом году Народный  художник России, Лауреат Государственной премии РСФСР, Почетный доктор ВГИК, член Национальной Академии кинематографических искусств и наук "Россия", Почетный  гражданин городов Форт-Уорт и Тексаркана (США) встретил свой  70  летний  юбилей. Его работы из сочинской коллекции ждут своего часа, чтобы быть представленными публике.

Любите вы Листа, Моцарта, Сальери,
Лавки букинистов, летний кафетерий,
Споры о Шекспире и о Кальдероне
В городской квартире в Киевском районе.
Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться?
 – спрашивает лирический герой Геннадия  Шпаликова. Он же в работе художника Михаила Ромадина из цикла «По мотивам Шпаликова» медленно выплывает, словно космонавт в состоянии  невесомости,  из окна своей квартиры вместе со старой печатной машинкой, чернильницей и ручкой. Внизу – плотно стоящие дома, крыши с привинченными советскими лозунгами «Слава труду», «СССР в действии», «Советская печать – могучее оружие ленинской партии». В слове «труду» буква «Р» перевернутая. В общем, нормальный советский городской пейзаж – за исключением, конечно, летающего человека, и…Эйфелевой башни в глубине уходящей улицы.
   Это – одна из четырех работ Михаила Ромадина в  коллекции  СХМ. Все они посвящены  Геннадию Шпаликову - знаковой фигуре 1960-х годов,  поэту и  киносценаристу, автору сценария лирической комедии «Я шагаю по Москве» и песни к этому фильму (и многих других песен для кино, в т.ч., к фильму «Военно-полевой роман»). Михаил Ромадин и  Шпаликов дружили, оба с разницей в один год окончили ВГИК: Ромадин -  художественный факультет (1963), Шпаликов -   сценарный. Их объединяла и дружба с Андреем Тарковским:  с последним Михаил Ромадин работал в качестве художника-постановщика и художника по костюмам над созданием фильма «Солярис» (для «Андрея Рублева» Ромадин придумал летательный аппарат, сделанный из мешка).
  Михаил Ромадин вырос в семье, где искусство ставилось на пьедестал. Его отец, пейзажист Николай Ромадин был учеником Р.Р.Фалька, И.И.Машкова и П.П.Кончаловского.  Михаил видел приходивших в дом отца  знаменитых артистов МХАТа  Белокурова, Яншина, Грибова, великих танцоров - Уланову, Жданова, художника Павла Кузнецова. 13-ти летнему Михаилу Ромадину собирался давать уроки Павел Дмитриевич Корин. По-настоящему Корин стал учить его позже, когда Ромадин проходил практику от ВГИКа в ГМИИ имени А.С. Пушкина (Корин там занимался  реставрацией византийской иконы). 
  Но  молодого художника  влекло другое искусство. Он показывал свои «неформальные» опыты Альтману и Тышлеру, долго жил впечатлениями от французской выставки  1961 года в Сокольниках с произведениями  Пикассо, Брака, Леже, и других модернистов.
 Во ВГИК Михаил Ромадин поступил, потому что считал этот вуз наиболее свободным в творческом отношении. Тогда он писал, к большой досаде отца, убежденного реалиста,   абстрактные и сюрреалистические картины: в дальнейшем стиль Ромадина-младшего менялся сторону  фигуративности.
После ВГИКа Ромадина пригласили в штат на «Мосфильм». Он отказался, предпочел оставаться собой, быть творчески независимым. Тем не менее, сравнительно немногие его работы в кино лучше всяких слов говорят о серьезных успехах Ромадина  как художника-постановщика  -  помимо «Соляриса»(1972)  А.А. Тарковского, это фильмы «Первый учитель» (1965), «История Аси Клячиной»(1967), «Дворянское гнездо»(1969)  режиссера А.С. Кончаловского,
  Сегодня станковые работы Михаила Ромадина  хранятся в десятках музеев и частных коллекций едва ли не всех уже стран мира. С начала 90-х  художник постоянно в разъездах, участвует в выставках от Женевы и Берлина до Севильи и Далласа. С собой Ромадин берет многометровые рулоны бумаги, покрывая их рисунками. Один американский критик назвал его – «рисовальной машиной». На листах -виды городов,  интерьеры музеев и выставочных залов,  домов его друзей и знакомых, мастерских его коллег. Михаила Ромадина не оставляют новые замыслы и идеи:  в настоящее время он  участвует в проекте Пьера Кардена, о чем художник  сообщил в своем недавнем интервью для телеканала «Культура».   
 Работы из сочинской коллекции 1986-1987 годов дают очень верное представление о мастере.  Большие по размеру, они выполнены в оригинальной технике, соединяющей рисунок пером и масляные краски.   Можно в полной мере оценить мастерство Ромадина рисовальщика, которое за ним признал в конце своей жизни даже взыскательный Николай Ромадин, увидеть характерную для этого автора перенасыщенность  деталями, которые хочется рассматривать вплоть до самой мельчайшей. По мнению Михаила Ромадина, у хорошей живописи нет главного и нет фона: «хорошая живопись делается от угла до угла, с одинаковым напряжением на квадратный сантиметр». 
Предельный ромадиновский  реализм обманчив: перед нами, скорее, сюрреалистические произведения. Это происходит благодаря  приемам кинематографа - укрупненным планам, выразительным ракурсам,  динамизму композиции, методу монтажа. В работе «Любите вы Брамса?» - уже знакомый нам персонаж. Теперь он не летает, а стоит с гитарой рядом с  художником у мольберта. Даже если бы не было  огромной  помпезной вазы, нелепо зависшей  над ними, картина все равно вызывала бы странное чувство нереального. Работа «Переулок юности моей», опять же, при всей внятности рисунка представляет собой фантастический монтаж из разнособытийного и  разновременного: девушка и гитарист находятся рядом, но мы понимаем, что встречи не будет - их разделяет не пространство, а время. В картине «Прощай, Садовое кольцо» все тот же  герой  опасно балансируя, идет по балконным перилам, по одну сторону от которых  стоит «неизвестная» Крамского, по другую – возвышается здание МИДа. Резкое перспективное сокращение, придающее зданию угрожающий вид,  стремительное движение неба и застылость космической ракеты, надменный взгляд «неизвестной» и прозаическая лестница-стремянка рядом – все это вместе интригует своей несовместимостью, побуждает искать смысл даже без особой надежды разгадать мысли художника.
Впрочем, они не столь далеки и чужды нам, поскольку главное в произведениях мы видим сразу. Цикл «По мотивам Шпаликова» - это воспоминание и переживание молодости поколения 60-х,  посвящение другу, стихи которого наполняют ушедшее такими живыми и волнующими звуками:

Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Снова я пришел на переулок -
Переулок юности моей.

 

 

 

 

 

 

 

Выставки, события, юбилеи

  • Волшебство акварели
  • Экспресс Баден-Баден Сочи
  • Акция "Ночь музеев" 2017
  • Off Top
  • Коробейников В.В.
  • Кавказ заповедный
  • Арт-группа Станция
  • Наш дом - Планета Земля
  • Виталий Окунь "Реликт"
  • Михаил Чижик
  • Ночь искусств
  • День города Сочи
  • Молодые таланты XXI века
  • Выставка живописи известного российского художника Романа Ляпина
  • Выставка живописных работ сочинского художника Михаила Кибы Аллегории
  • Ночь музеев
  • Георгий Анастасиади
  • Западный Кавказ
  • Автомобиль в искусстве
  • Шедевры древнерусской живописи XVII-XXв
  • Юрий Рысухин
  • Виталий Георгиевич Яблоновский
  • Курнин Георгий Иванович
  • Гравитация
  • Романтические фантасмагории
  • Горизонты движения
  • Юбилейная персональная выставка Александра Отрошко
  • Арт проект:"Мост искусств Крым-Кубань
  • Роман Ляпин. Живопись. Графика
  • Всероссийская художественная выставка-конкурс "МатриархART"
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6


  • Хороший проект