ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Коллекция музея:

- Русское искусство XIX-XXI веков

- Античное серебро и холодное оружие (временно не экспонируется)

- Графика XIX-XXI веков

- Российские просторы (живопись XX века)

Экспонаты музея

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

Независимая оценка качества



Художник сурового стиля

Игорь Павлович ОбросовВ Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» недавно был  отпразднован персональной  выставкой  80-летний юбилей Игоря Павловича Обросова, народного художника РСФСР,  лауреата Государственной премии СССР и Российской Федерации, действительного члена  Российской Академии Художеств, яркого представителя «сурового стиля» 60-х.

      В отделе хранения Сочинского художественного музея у работы Игоря Павловича Обросова «Автобан в Трире» (1981), которая в скором времени должна войти в экспозицию, идет разговор:
    - В картине столько пространства, что оно магически притягивает, приглашает!
    - Нет, в работах шестидесятников не может быть приглашения! В них - отстраненность, холодноватость, объективность!
    - И все же, если вообразить себя там, где мчится эта машина, возникает чудесное  ощущение безмерности и бесконечности жизни! 
     Мнения совпадают при оценке художественных качеств и особенностей произведения. Отмечается умиротворяюще спокойное  решение композиции. Цвет – нейтральный по теплоте тона, почти локальный. Живопись ложится  плотно, в изображении  тени от невидимого моста работает на просвет, набрасывая густую широкую сеть на асфальт. Легкими линиями и пятном намечены случайные деревья у трассы. Раскрывается роль умной расстановки планов, выстраивающих  пространство.  Каждый элемент композиции кажется настолько необходимым, что убери хоть  маленькую тучку, или  деревце, или ту же тень, композиция пошатнется, картина утратит подкупающую уравновешенность и гармоничность. В то же время  ничего лишнего -  художник опускает ненужные подробности, наполняя энергией структурно важные составляющие.
       Подобная немногословность свойственна творчеству Игоря Обросова в целом. В Сочинском художественном музее картины Обросова  («Портрет В.Шукшина», «Натюрморт») экспонировались на представительной академической выставке середины 90-х, и особо запомнились своей мужественной сдержанностью,  лаконизмом выражения.
       Работы Игоря Обросова появились на выставках в 1950-е – нач. 1960-х годов, когда в искусстве зарождался «суровый стиль».  В то время с выставок стали постепенно исчезать ложнопатетические, повествоватьно-натуралистические произведения. Зрители познакомились с работами   Т. Салахова, братьев А. и С. Ткачевых, Г.   Е.Моисеенко,  П. Никонова, Н. Андронова, В. Попкова, П. Оссовского, и многих других художников, которые  в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме. Героями их произведений стали жители деревень, полярники, плотогоны, строители Братска, нефтяники, геологи. Обросов  обратился к  крестьянской теме, которая навсегда вошла в его творчество.
     На  юбилейной выставке этого года в «Новом Манеже», помимо деревенской, выделялась еще одна очень важная для Обросова тема:  сталинские репрессии 1930-х годов, непосредственно коснувшиеся  семьи художника. Обросов раскрыл эту тему в своих больших по формату черно-белых картинах, казалось бы, на предельном эмоционально-трагическом накале. 
     В «суровом» творчестве Обросова, наряду с очень жесткими произведениями на социальные темы, встречаются картины неожиданно легкие по содержанию, такие, например, как его интригующе загадочные «обнаженные». И, конечно, не несут никакой отягощающей нагрузки пейзажные серии художника.
      С  1970-х гг. он начинает выезжать за границу, и создает замечательные циклы пейзажей  городов Норвегии (1974), Германии (1981), Франции (1994).  Картина «Автобан в Трире»  - из немецкой серии. Почему же при всей своей внешней простоте и прозаичности темы эта работа так завораживает, даже более чем иные яркие картины?
     По мнению сочинских музейщиков, подкупает очень ясный и уверенный взгляд автора этой картины, восхищает его смелость освобождения от лишнего и необязательного - ведь за этим иногда так удобно, а в итоге, пагубно прятаться, как в жизни, так и в творчестве. Кроме того, работа Обросова обостренно дает понять, чего же нам часто не хватает в произведениях  искусства, особенно сегодня:  не хватает смысла, разумного начала, достоинства. Художники уходят в чистую декоративность, описательность или абсурд, их произведения нередко ставят в тупик. Работа Обросова «Автобан в Трире» рисует образ, открытый для прочтения, и, что еще более ценно, позволяет зрителю его дополнить личным эмоциональным содержанием.  
   

 Зав.экспозиционным отд.СХМ Л.Павлова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Хороший проект