ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Коллекция музея:

- Русское искусство XIX-XXI веков

- Античное серебро и холодное оружие (временно не экспонируется)

- Графика XIX-XXI веков

- Российские просторы (живопись XX века)

Экспонаты музея

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

Независимая оценка качества



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

К 150-летию Абрама Ефимовича Архипова

Юбилей. 150 лет со дня рождения Абрама Ефимовича Архипова

К 150-летию Абрама Ефимовича Архипова в Сочинском Художественном музееВ периферийных музеях (в частности, у нас) посетители иногда спрашивают: «А шедевры у вас есть?» с прицелом, что если нет, то можно разворачиваться и уходить. Позиция не совсем правильная: в музеи ходят не смотреть шедевры, а общаться с подлинниками. Более удачным был бы вопрос: «А известные художники здесь представлены?». Да! – последовал бы ответ. И это уже аргумент для посещения выставок, поскольку каждое  творение большого мастера интересно.

Мэтров живописи в экспозиции Сочинского художественного музея немало. Так как показаны произведения не хрестоматийные, они подчас нарушают тривиальные представления о художниках, ограниченные основными их работами. Одно из первых полотен, встречающих на вставке, принадлежит кисти Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930).  Художника знают по картинам с пышущими здоровьем крестьянками в красно-розовых платьях; его усталые прачки («Прачки», 1892, Третьяковская галерея)  -  классика русского реализма. Музейная выставка показывает другого Архипова –  пейзажиста.

На картине «Зимний пейзаж с елями» (1920) – заснеженная околица деревни. По одну сторону от изгороди - тропинка, она ведет вниз, обрываясь у края холста, по другую  - темные высокие ели, за которыми проступает равнина. Часть неба подсвечена догорающим закатом, розовым у горизонта; еще немного, и все погрузится в ночь. Каким чудом художник сумел показать быстротечность времени? Чудом живописи! Время сливается с протяженностью мазков, спешит в беспокойной живописи неба, дышит в мерцании форм. Розовый закат сделан в несколько движений кисти. Цвет тоже подгоняет день к угасанию: небо в оттенках бледного золота и сизоватой синевы, холодная голубизна снега,  чернеющая хвоя сливаются в  последний звучный аккорд, за которым – тишина ночи.  

Широкая пастозная манера письма, свежесть цвета, искренность чувства  типичны для произведений Архипова –   представителя московской школы живописи. 

Архипов  родился в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье.  В 1876 году, с трудом собрав средства, его отправили учиться в Москву. Он поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Свой  путь художник начинал как последователь Перова («В лавке старьевщика», «Пьяница»). Также  на него оказало влияние искусство другого учителя, Поленова, от которого он воспринял  светоносность гаммы и радостное ощущение жизни.  Два  года (1884-1886) Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств. За картину «Посещение больной» в 1887 г. ему была вручена большая серебряная медаль и присвоено звание классного художника. Архипов сотрудничал с Товариществом передвижных художественных выставок. В  живописи  решал  основную задачу пленэрной живописи — изображение человека на открытом воздухе, передачу эмоционального состояния через пейзаж («Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894-1895), «На реке» (1898), «Проводы крестного хода» (конец 1890-х гг.)).  Обращался художник к теме социального жанра; к числу его самых значительных произведений  относится уже упомянутая картина «Прачки». В начале 1900-х годов появляется северный пейзажный цикл. В те же годы художник создает серию портретов  девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний, они написаны темпераментным крупным мазком,  ярко, декоративно.  С 1894 года Архипов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  В 1927 году ему было присвоено звание народного художника Республики.

Произведения   Архипова хранятся в  Третьяковской галерее, Русском музее, других крупнейших музеях России.  Картина «Зимний пейзаж с елями» приобретена  в 1984 году. Директор музея - тогда Выставочного зала - Я.М. Литинецкий поддерживал связи с  салоном-магазином №1 Москвы, и в период его руководства  была закуплена практически вся русская часть сочинской коллекции - XIX век. Работы, пусть не первого ряда, написаны крупными мастерами. И не так важно, шедевры они, или нет. Главное – встреча с искусством. 

Зав.научно-экспозиционным отделом
Сочинского художественного музея
Людмила Павлова.

Выставки, события, юбилеи

  • Абхазский берег
  • Край родной, навек любимый
  • Тени реального
  • Современная академическая школа
  • Выставка СИНЕРГИЯ, московского художника Владимира Ходанова, внука Д.Д. Жилинского
  • Выставка Эдуарда Кундакчяна МОЙ СОЧИ
  • Выставка Ольги Осиповой (Сочи) ЧАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
  • Персональная выставка Народного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Виталия Коробейникова - Времена
  • Выставка скетчей молодого архитектора Сергея Калягина Вернакуляр
  • Выставка художника Виталия Георгиевича Яблоновского к 94-летию художника
  • Тепло души и рук
  • Про каждого
  • На ходу
  • Ровесники
  • Великие классики XX века
  • Кавказ как Теменос или Святое подворье России. Восток и Запад. Север и Юг
  • Весна… Пусть будет ясен небосклон!
  • Счастье в шкатулке
  • Ночь музеев 2022
  • "Котоархат". Выставка семьи художников Тихомировых (Сочи)
  • Персональная выставка фотографии Валерии Левшиной
  • Персональная выставка Ольги Биценти
  • Сборная выставка художников
  • Выставка Лины Коваленко (Новороссийск) "Коллекция впечатлений"
  • Юбилейная выставка сочинской арт-группы "Станция"
  • Большая сборная выставка российских художников
  • Выставка "Парк развлечений" Кирилла Бородина (Санкт-Петербург)
  • Выставка "Семья" Томы Стэнко (Сочи)
  • Выставка "Портреты" Нины Киселевой (Сочи)
  • Виртуальная выставка работ из коллекции музея Зима на полотнах
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


  • Хороший проект