Коллекция музея:

- Русское искусство XIX-XXI веков

- Античное серебро и холодное оружие

- Графика XIX-XXI веков

- Российские просторы (живопись XX века)

Экспонаты музея

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

Независимая оценка качества



Мифология жизни

К 130-летию со дня рождения И.И.Бродского

Наше существование, так называемая «нормальная реальная» жизнь, подчас противопоставляется культуре. Говорят: жизнь – это одно, а книги, искусство – совсем другое. Однако культура выражает свое время полноценнее продуктов на лотках, с этим не поспоришь. Продукты съел и забыл, а нарисованные, они смогут многое рассказать о жизни.

И.И.Бродский. Юбилей художника в Сочинском художественном музееПерсики, айва, вишни, апельсины, сливы, лимоны, корзины с дарами Средиземноморья… Какая прелесть, какое изобилие! - говорит себе зритель у картины «Италия». А какая дружная крепкая семья занимается продажей этих вкусных и красивых вещей! Затем взгляд опускается к этикетке; И.И.Бродский, 1931 год. Еще чуть-чуть, и начнется массовый голод 1932-1933 годов в ряде регионов СССР – последствие коллективизации. А на картине частный собственник. Правда, итальянец. Но в эти годы им тоже было несладко – общемировой экономический кризис, свой собственный фашизм. Тем не менее, семейство на картине выглядит вполне счастливым. Да это вовсе не 30-е! – догадывается зритель. Таких длинных юбок уже не носили даже в сёлах, а мать с младенцем - как мадонна с картин старых мастеров! Это театр, идиллия на тему труда и благоденствия простого человека. Почему художник не написал картину о светлой жизни советского садовода, понятно. Но вопросов остается много. Что чувствовал автор, создавая это оптимистическое полотно, о чем думал? Уходил от реальности в воображаемую идеальную Италию? Ведь подобное делают не только художники – без иллюзий в «нормальной реальной жизни» было бы невыносимо! А может, хотел подарить кусочек счастья, пусть мифического, людям? Или уверенно, без всяких сантиментов, работал на заказ? Картина подвигает к вопросам, примиряющим дилемму «жизнь-искусство».

Бывшим учащимся советских средне-образовательных школ художник Бродский припоминается репродукцией картины «Ленин в Смольном» на страницах учебника. Владимир Ильич сидит у круглого столика в небольшой комнате с мягкой мебелью в белых чехлах. Он сосредоточен и утомлен напряжением первых дней Октября, на его коленях блокнот, куда он заносит, может быть, тезисы доклада или декрет новой власти. От картины трудно было оторваться – настолько покорял образ вождя.

Остальное о художнике и о представленной в сочинской экспозиции «Италии» (х.м.,308х250) посетителю расскажет специалист. Исаак Израилевич Бродский (1883-1939), родоначальник официозного искусства, задолго предвосхитил его расцвет в 1930-е и последующие годы. Он родился в селе Софиевка Таврической губернии (ныне - Запорожской области Украины), в семье мелкого торговца и землевладельца. Первое художественное образование получил в Одесском Художественном училище, в 1902 году переехал в Петербург, без экзаменов был зачислен в Академию художеств в класс И. Е. Репина и Я.Ф. Ционглинского. В 1909-11 гг. как пенсионер Академии художеств посетил Германию, Францию, Италию, Испанию; в 1910-11 гг. жил на острове Капри у А. М. Горького, который собрал вокруг себя кружок из выдающихся русских художников. Там Бродский написал свою первую «Италию» (хранится в Третьяковской галерее). Через 20 лет, на заказ, он ее повторил для сочинского санатория «Мориса Тореза».

Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский применял приемы живописи старых мастеров, на раннем этапе – с элементами символистской фантастики («Сказка», 1911), позднее более жестко придерживался реальности («Зима», 1913; «Опавшие листья», 1915). В годы молодости, совпавшие с первой русской революцией, отдал дань политике (эскиз «Красные похороны»). После 1917 г. картиной «Ленин и манифестация» (1919) положил начало серии работ о вожде пролетариата. В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе» и «Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт». С 1928 года Бродский работал над созданием портретов И.В. Сталина (1928, 1933 и 1937). Сделал серию живописных и графических портретов руководителей партии и Советского государства (1933, 1934, 1937, 1938). Заметим, что во все времена сильных мира сего писали именно большие мастера.

Бродский впервые в советской живописи разработал особый тип тщательно выписанной «документальной» исторической картины («Открытие II конгресса Коммунистического интернационала» (1920-24), «Расстрел 26 Бакинских комиссаров» (1925)). Его произведения занимали почетные места во всех крупнейших художественных музеях, экспонировались на важнейших выставках, широко репродуцировались. Бродский первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную Всероссийскую AX. После смерти его имя было присвоено одной из самых красивых улиц близ Невского проспекта (в 1991 году ей было возвращено прежнее имя «Михайловская»). Исаак Израилевич оставил после себя превосходную коллекцию русской живописи и графики, хранящуюся в его Музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ.

Можно бесконечно просвещать, какие картины писали художники, и что они оставили. Важно другое. Если принять, что не потребление по-настоящему наполняет нашу жизнь, а что есть работа сознания, то любой продукт культуры – картина, например – становится поистине «жизненной» и важной для понимания. У каждого времени свои мифы, и расколдовывая мифы вчерашние, задумываешься о сегодняшних.

Зав. научно-экспозиционным отделом Сочинского художественного музея Людмила Павлова.

Выставки, события, юбилеи

  • Александр Кацалап "Моя территория"
  • Алексей Муравьёв (Сочи) "50 оттенков жизни"
  • Русский натюрморт: художники России 1930-2010
  • Виртуальная выставка "Крымские пейзажи современных мастеров кисти"
  • Выставка "Кавказская свободница"
  • Людмила Шаликова "Долгая дорога домой"
  • Лада Онищик "Дыхание Родины"
  • Виртуальная выставка гравюр Федяевской В.К. из коллекции музея
  • Made in Italy. Фотография как граница
  • Константин Канский "Золотые рыбки"
  • Андрей Бодров "Живая линия образа"
  • Виртуальная выставка работ К.Ф. Богаевского
  • Виртуальная выставка графики посвящённая Дню снятия блокады города Ленинграда
  • Кавказская Ривьера. Баталии за Рай
  • Сочинская арт-группа "Станция"
  • Виртуальная выставка открыток из коллекции музея "Зимний Сочи"
  • Виртуальная выставка произведения русской иконописи "Рождество Христово"
  • Виртуальная выставка работ "ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА" под руководством Тихомировой Н.А.
  • Игорь Владимирович Пчельников
  • План Новогодних и Рождественских мероприятий
  • Виртуальная выставка "Лаковые промыслы России" из коллекции музея
  • Выставка "Перечитывая Бродского"
  • Обросов Игорь Павлович
  • Виртуальная выставка графики из коллекции музея, посвящённая Дню Неизвестного солдата
  • Виталий Яблоновский
  • Ежегодная отчётная выставка Сочинского отделения Союза Художников России
  • Виртуальная выставка из фондов музея "Федоскино- родина русских лаков"
  • Метафизический символизм. Космос
  • Ночь искусств - 2020
  • Выставка "Королевские гонки"
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


  • Хороший проект