ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Коллекция музея:

- Русское искусство XIX-XXI веков (временно не экспонируется)

- Античное серебро и холодное оружие (временно не экспонируется)

- Графика XIX-XXI веков (временно не экспонируется)

- Российские просторы (живопись XX века)

Экспонаты музея

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

b3.jpg

Независимая оценка качества



Олимпийский мотив в  балхарской  керамике

   Ваза Олимпиада - сочи - Не трогайте экспонат руками! –  фраза  обращена к девушке,  приподнимающей массивную крышку большой напольной вазы, которая стоит на одной из лестничных площадок музея. На куполе крышки – недавно укрепленный реставратором  лепной язычок пламени олимпийского огня. Ваза называется «Олимпиада – Сочи».
     Эта  современная и актуальная для Сочи тема решена дагестанским художником Абакаром  Газимагомедовым. Его ваза осталась с региональной выставки «Юг России». Серовато-коричневый тон неглазурированной керамики с неяркой  росписью  подсказывает: перед нами балхарское изделие. В сочинском музее подобную керамику можно видеть  в залах основной выставки, в той ее части, где показаны художественные промыслы. Но эта авторская ваза  особенная, - и по своим солидным размерам (125см. высота), и по замыслу. 
     В этой работе говорится о будущем языком старинной художественной традиции. Особенно мощно звучит балхарская  тема. В первую очередь, мы  видим то общее, что восхищает в балхарской керамике.  Любуемся ее характерной, словно припыленной, поверхностью,  формой, лепными деталями. Отмечаем, что  балхарская керамика приятно архаична, в ней мало «искусственности»: краски - разведенная глина другого  оттенка, рисунок непринужденно свободен, на  тулове - тень от опалившего огня. И только потом, когда переводим взгляд на этикетку,  понимаем смысл  лепных фигурок на вазе, изображающих стрелка, конькобежца, лыжника, хоккеиста, замечаем на крышке выведенную цифру 2014 и олимпийский значок.
    Можно оценить свежесть замысла, и все же, эта ваза привлекает скорее  своими «балхарскими», а не «олимпийскими» качествами, энергетикой народного искусства и  теплотой. Недаром у посетителей такое искушение ее потрогать.
    Проникнуться   природной  простотой балхарских изделий можно и без  риска для их сохранности. Так, как это  удалось школьникам на  экскурсии, специально посвященной промыслам.
    Провести  занятие побудил  успех вышеупомянутой вазы, а так же недавний сюжет по НТВ, размещенный на сайте телеканала. Так мы впервые увидели  Газимагомедова, которого  знали только заочно, и  процесс изготовления  дагестанской керамики.
    После просмотра сюжета со школьниками мы подошли к  экспонатам. Экскурсия с детьми – это особое удовольствие. Дети открыты, любознательны, непосредственны. Было видно, что они все еще переживают впечатление от фильма. Только что они видели заснеженный горный аул Балхары, женщин в национальной одежде у родника с глиняными кувшинами, Абакара  Газимагомедова, автора «олимпийской» вазы, начальника цеха балхарской керамики Махачкалинского художественного комбината. Следили за работой мастериц за ручным гончарным кругом,  наблюдали, как  они скатывают в жгут глину и  ловко приминают  пальцами по кругу, наращивая стенки кувшина. Как расписывают изделие и  ставят на обжиг в старую печь. Как лепят восхитительные игрушки.
   - А почему работают только женщины? – спрашивает малышка, которой объяснение тележурналиста, что корни этой традиции уходят во времена матриархата, было непонятно. Рассказываю. Мы дружно обмениваемся впечатлениями, вспоминаем какие-то детали из  фильма. Приходим к выводу, что показанные с экрана высокие, почти в человеческий рост вазы, сделаны Абакаром Газимагомедовым, так как  похожи на его «олимпийскую». И что лепные домики на этих вазах изображают заселенный массив  Балхар.
     Объяснить детям, почему раньше, то есть, в советское время, балхарская керамика производилась массово и даже  на экспорт, а сейчас  в одной из комнат старого  цеха работает всего несколько женщин, было непросто. Сегодня балхарская керамика  действительно штучный товар.  Поэтому, большая удача, что с выставки «Юг России»  музею были подарены  две балхарские глиняные игрушки. «Олимпийская» ваза  у нас пока только на временном хранении, но  мы рассчитываем, что и она попадет  в фонд музея.
     Школьники  ушли  от нас в  уверенности, что приобрели ценные познания о балхарской керамике. Но  получили они и нечто большее, а именно - урок уважения к другой национальной культуре. Это важно, тем более, что  в нашем городе  проживают представители многих народностей. И, конечно, юные посетители вполне усвоили  урок  уважения к музейным предметам.  

Зав.экспозиционным отделом  художественного музея Павлова Л.Р. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставки, события, юбилеи

  • Персональная выставка Ольга Жилинская
  • Выставка "О розах и не только"
  • Борис Клементьев "Цвета лета"
  • Выставка творческой мастерской "СТИХИЯ-МЕТАЛЛ"
  • Выставка "Горы-герои-символы"
  • Виталий Яблоновский
  • Жанна Отченаш
  • Международная выставка социальной фотографии
  • Никас Сафронов "Ожившие полотна"
  • Игорь Клюшкин
  • Евгений Бачурин
  • Игорь Хоронько
  • Выставка "Победа!"
  • 9 Мая. День Победы
  • Ночь музеев 2021
  • Виртуальная выставка произведений русской иконописи, посвящённая празднованию православной Пасхи
  • Виртуальная выставка открыток из коллекции музея, посвящённая празднованию 1 Мая
  • Весенняя палитра-2021
  • Александр Кацалап "Моя территория"
  • Алексей Муравьёв (Сочи) "50 оттенков жизни"
  • Русский натюрморт: художники России 1930-2010
  • Виртуальная выставка "Крымские пейзажи современных мастеров кисти"
  • Выставка "Кавказская свободница"
  • Людмила Шаликова "Долгая дорога домой"
  • Лада Онищик "Дыхание Родины"
  • Виртуальная выставка гравюр Федяевской В.К. из коллекции музея
  • Made in Italy. Фотография как граница
  • Константин Канский "Золотые рыбки"
  • Андрей Бодров "Живая линия образа"
  • Виртуальная выставка работ К.Ф. Богаевского
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


  • Хороший проект