Коллекция музея:

- Русское искусство XIX-XXI веков

- Античное серебро и холодное оружие

- Графика XIX-XXI веков

- Российские просторы (живопись XX века)

Экспонаты музея


Независимая оценка качества



Опрос удовлетворенности качеством предоставления услуг культуры

По долинам и по взгорьям  


     Уфимцев Виктор ИвановичСледуя за экскурсоводом, посетители  музея обязательно проходят через  холл третьего этажа с  его крупноформатными  холстами  на высоких стенах.  Еще на подходе, на лестнице, гости   проявляют  интерес к одной и той же картине,  хотя  рядом -  и более яркие, и более изысканные  произведения. Кто-то непременно спросит: «А что это за картина?».  Поскольку обзорная экскурсия  и так очень информативна, ответ  краток:  ее  автор  - художник  Виктор Иванович Уфимцев, годы жизни – 1899-1964, картина  называется  «Айдынский поход», написана в 1947 году, отображает события 1919 года. 

   В 2009 году   автору произведения, Виктору Уфимцеву исполняется 110 лет со дня рождения, и нам  хочется более основательно представить и картину,  и художника.
   Среди барханов пробирается  армия  конных и пеших вооруженных бойцов. О том, что это армия красных, говорит  полотнище флага РСФСР, и, не менее убедительно -   «типические» лица  героев. Центральная группа –  комиссар на коне с воздетой в призывном жесте рукой, спешенный устремленный в едином  порыве его боевой товарищ,  и всадник из «местных» в чалме, который восхищенно смотрит на  решительных красноармейцев.  Сухая жаркая земля растворяет в пылевых облаках  очертания людей, поглощая шум приближения рати; серо-песочные краски  пейзажа доминируют,  торжествуя даже над синью неба. 
   Красноармейцы настроены на победу. Туркестанская армия белых, созданная по приказу Деникина в начале 1919 года, не успев начать наступление на Ташкент и  Верный (Алма-Ата), уже потеряла ряд городов; 19 октября  у станции Айдын ее ожидает еще более жестокое поражение – предвестник ее окончательной гибели и торжества большевиков.
    Что же так впечатляет нашего зрителя в картине Виктора Уфимцева «Айдынский поход»?  Историческая драма? Мастерство художника?  Встреча с уже подзабытым социалистическим реализмом?
    У многих она вызывает почти-что личные чувства, поскольку  идеалы, которые она несет, слишком хорошо знакомы  по молодости, по юности. Если кто постарше видит в картине напоминание о своем социалистическом прошлом,  то для нового поколения  монументальное полотно Уфимцева  -  явление из другой непонятной  жизни, пережиток старины, любопытный «анахронизм». Основательный и неторопливый зритель у картины Уфимцева подумает  о  судьбе советской «исторической правды», что внедрялась долго и упорно, и все же не устояла. Воспитанные на традиционной живописи любители искусства будут  с удовольствием  рассматривать сложную многофигурную композицию в  реалистическом исполнении. В общем, у  каждого найдется свой повод остановиться  и уделить внимание этой работе.   
    Картина Уфимцева может заинтересовать еще больше, если  узнать, что автор полотна «Айдынский поход», выполненного в канонах соцреализма, когда-то был  художником- авангардистом.  В 20-е годы Виктор Уфимцев входил в омскую группу футуристов.
   Футуризм (лат. futurum - будущее) авангардистское течение в искусстве 10-20-х годов ХХ века, корни которого – в Италии. Им «болели» не только в столицах.  В России специалисты оперируют понятиями авангарда тифлисского, бакинского, киевского, узбекского, омского. В последнем случае эстетическая революция произошла благодаря  Давиду Бурлюку. Именно там, в Омске, Уфимцев познакомился с «отцом русского футуризма».
  Виктор Уфимцев  родился на Южном Урале. После переезда семьи в 1908 г. в Омск окончил коммерческое училище, затем курсы рисования и живописи. В те годы Омск –   крупный художественный центр, где оказались Л. Бруни, Л. Мительман — участники петроградских выставок «Союза молодежи». На курсах живописи и рисования Уфимцев учился у  И. Кортакова, ученика Константина Коровина.
   В 1919 г. в Омск с лекциями и демонстрацией произведений художников-авангардистов приехал Давид Бурлюк. Он говорил о новом искусстве, читал стихи Хлебникова, Маяковского, Северянина. В программе принимали участие  глава сибирских футуристов Давид Виленский и  сибирский поэт-футурист Евгений Спасский.  Отклик последовал незамедлительно: почти сразу в Омске образовалась группа молодых художников-авангардистов  «Червонная тройка», в которую вошел Уфимцев. Он  стал  создавать футуристические по духу работы  с использованием новаторских пластических приемов -  с сопоставлениями геометрических форм, деформацией, сдвигами планов.  В произведениях его авангардного периода есть особое обаяние, острота, непосредственность. 
    Молодого Уфимцева наглядно  характеризует  его непоседливость, стремление к перемене мест. В  1923 году он со своим другом Николаем Мамонтовым отправился в Туркестан – «туда, где жизнь, а не мещанское неподвижие, где нет безразличных флегматиков, а только клубки нервов, создающих новое футурство» (из автобиографии художника «Говори о себе»). Это  новая глава в творчестве Уфимцева. Он влюбился в Среднюю Азию, в Ташкент.  В его работах появился восточный оттенок и те качества, которые позволяют говорить о  влиянии  М. Сарьяна и А. Волкова. 
     Еще лет десять Уфимцев в активных поисках:  путешествует, работает в разных техниках и жанрах -  афиша, плакат, коллаж, линогравюра, эскизы костюмов, книжная графика,  живопись. В 1925 году Уфимцев – главный художник в Омском городском театре. В 1929-м  он  уже во Владивостоке, восхищается  китайским театром и находит в нем сходство с  театром авангардистским.
      В 1934 году Уфимцев вновь приезжает в  Ташкент и уже остается там навсегда.  30-е годы – поворотные для многих художников. Начинается партийная борьба с «формализмом» в искусстве, и Уфимцев постепенно приходит к  соцреализму. Он  осваивает   жанр исторической картины и  пишет соцреалистические полотна на соответствующую тематику  («Акт о земле», «Рабочая крепость»).  В 1939 году Уфимцев становится председателем правления Союза художников Узбекской ССР, в годы войны получает звание народного художника Узбекистана.  Но самый спокойный и  благополучный период его жизни – годы хрущевской оттепели. Художник полгода провел   на Академической даче под Москвой, смог впервые выехать за границу (Индия, Тунис, Париж), а главное, стал смелее и свободнее работать и даже  экспериментировать в духе своего раннего творчества.
   Зритель, получивший уже не краткую, а развернутую информацию о творчестве Виктора Уфимцева,  вправе спросить: так какой же Уфимцев – подлинный? Автор «Айдынского похода» или  загадочный авангардист? Это сложный вопрос:  возможно - и тот, и другой. Творческая свобода могла обойтись слишком  дорого,  и  художник пошел по проторенному пути.  Такой выбор сделали многие. Но не многие попытались, как Уфимцев, вернуться на территорию свободы, когда это стало возможным – а поздние работы художника свидетельствуют как раз об этом его стремлении.
     Работы Виктора Уфимцева  в основном находятся в  Омских музеях  и у частных коллекционеров. Два года назад  Третьяковская галерея  показывала  в своем филиале  на Толмачах   большую выставку работ  художника из музеев и частных собраний – правда, его соцреализм там был не в центре внимания. В московской «Галеев- галерее» совсем недавно прошла выставка работ Уфимцева «Самаркандия»: в октябре эта выставка будет показана в Омском музее. Сочинский художественный музей к юбилею художника  подготовил отдельную  экспликацию с рассказом о его  жизни и творчестве, которая  установлена у картины «Айдынский поход». 

Зав. экспозиционным отделом Сочинского художественного музея Павлова Л.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставки, события, юбилеи

  • Виртуальная выставка работ И.К. Айвазовского из коллекции музея посвящённая дню рождения художника
  • Персональная выставка живописи. Эдуард Кундакчян
  • Персональная выставка Ольги Осиповой
  • Виртуальная выставка работ советского художника Ратнера Г.Л. (1933-1996)
  • Виртуальная выставка открыток. Дачи, санатории. 1900-1960гг.
  • Виталий Коробейников (Краснодар) "69 ВЕСНА"
  • Выставка работ студентов профессора С.Н.Демкиной (Краснодар)
  • Арт-объекты Дмитрия Клебанова (Сочи)
  • Выставка "Обновление"
  • Ирина Миклушевская. Выставка "Цветы и море"
  • 24 июня 2020г.
  • Персональная выставка итальянского художника Джузеппе Гуэринони
  • Виртуальная выставка сочинского художника Александра Отрошко
  • Виртуальная выставка Натальи Тихомировой "Сочи моими глазами"
  • Виртуальная выставка. Игорь Девишев "Вечерний город"
  • День России 12 июня
  • Виртуальная выставка "Сочинский Дендрарий"
  • Виртуальная выставка сочинского художника В.Г. Яблоновского
  • Виртуальная выставка ко дню рождения А.С.Пушкина
  • Виртуальная выставка Л.И. Лучевского
  • Виртуальная выставка. Книжная графика В.А. Фаворского
  • 1 июня День защиты детей. Виртуальные выставки.
  • День города 2020г. Виртуальные выставки.
  • Виртуальная выставка. День славянской письменности и культуры
  • Ночь музеев 2020 (Виртуальная выставка)
  • 9 мая (Виртуальная выставка "Сириус. Созвездие молодых талантов")
  • Эко-марафон ПЕРЕРАБОТКА
  • Борис Клементьев
  • Проект «Античный цикл»
  • Василий Аникин и Наталия Сафронова
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


  • Хороший проект